On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Рады видеть Вас на нашем форуме. Здесь можно задать вопросы по ремонту и обслуживанию мотоциклов, оставить свои комментарии и рассказы о своих мото, поделится опытом эксплуатации, продать и купить или обменять мотоцикл, запчасти. Сетевой этикет приветствуется. Писать могут только зарегистрированные пользователи! Внизу форума работает ЧАТ!

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 05.10.07
Откуда: Она у нас одна, Самара
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.07 22:23. Заголовок: Электроника и электричество


Все известно электронное зажигание Восходов, оно кстати хорошо сделано по сравнению с контактным, так вот тему хотелось бы поднять интересную-автоматическое управление углом опережения зажигания!!! у мнея есть пара схем на это счет... в итоге мы должжны получить более равномерное распределение момента крутящего и мощности на верхах.(вспомните двиг 4-х такт- там без этого никуда) да и настройка зажигания на одни какие то обороты не всегда помогает , например в лесу, на бездорожье - нада чтоб мотор тянул на низких, а на асфальте наоборот, чтоб пер на высоких... как этого добиться - АУОЗ!!!!!!

ССВ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 All [только новые]


Новгородец




Сообщение: 67
Зарегистрирован: 14.09.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 18:29. Заголовок: у меня знакомый сдел..


у меня знакомый сделал фуоз на юпака... но он падла и поэтому нам придётся всё делать и придумывать самим

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Дозиметрист-Модератор




Сообщение: 51
Зарегистрирован: 12.09.07
Откуда: Расея, Северодвинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 23:39. Заголовок: SERG-reg63 написал....


SERG-reg63 написал.. (я тут с цитированием не воткнулся ещё)
Доработав эту схемку, то есть поставив вместо R4 переменное сопротивление, можно менять угол опережения зажигания, а крутит это переменник можно от ручки газа!
(а вот я отвечаю)
Не всегда положение ручки газа соответствует оборотам дижка... Это неправильный путь. Такая схема применима только к лодочным моторам...

Одну из двух вечных российских проблем можно решить при помощи асфальтоукладчика.
А вот с дорогами придётся повозиться!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Саня




Сообщение: 234
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 19:05. Заголовок: На следующей неделе ..


На следующей неделе поставлю задачу перед квалифицмрованным электронщиком. О результатах доложусь.

Восход 3, 82г.в. 65W/12V, К36 + кляйне тюнинг. Минск 105 1967г.в., Ковровец 1962 г.в. Москва 2140
Лучше не летать быстрее, чем летает твой Ангел-Хранитель...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 72
Зарегистрирован: 05.10.07
Откуда: Россия, Самара
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 20:38. Заголовок: Dozi да, согласен, п..


Dozi да, согласен, положение ручки газа не всегда совпадает с оборотами, это я самый легкий путь имел в виду. Сложнее схема должна саму будет знать какие обороты у движка.

"Восход-2", "Муравей", 2101, 21061. Сергей Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Дозиметрист-Модератор




Сообщение: 53
Зарегистрирован: 12.09.07
Откуда: Расея, Северодвинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 21:54. Заголовок: Восход - рабочая лош..


Восход - рабочая лошадка. Вся прелесть его в том, что мы его пользуем во всяких экстремальных условиях - чаще всего в грязно-влажных. А усложняя этот десятилетиями проверенный механизм, тем самым снижаем его надёжность. Моё мнение.... Если вносить изменения в электросхему... то без механических элементов. Типа напаял деталек и залил намертво эпоксидкой... С возможностью быстрого восстановления схемы по-штатному. А городить огород из электромеханики - потом в самый ответственный момент это, неиспытанное во всех режимах и условиях новшество, может подвести..

Кстати... покрутил в руках статор генератора. Маркировка на ём - 14V 90W ! А я плакался по-поводу тусклого света фары. Решил пропаять все зажимные соединения (провод-клемма). Ну и ревизию колодок и переключателей провести.

Одну из двух вечных российских проблем можно решить при помощи асфальтоукладчика.
А вот с дорогами придётся повозиться!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 74
Зарегистрирован: 05.10.07
Откуда: Россия, Самара
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 02:35. Заголовок: Dozi пишет: Dozi ..


Dozi пишет:
` Dozi пишет:

 цитата:
Моё мнение.... Если вносить изменения в электросхему... то без механических элементов. Типа напаял деталек и залил намертво эпоксидкой... С возможностью быстрого восстановления схемы по-штатному.

Естественно так и надо поступить, установив переключатель в отсеке с БКС (КЭТ), сломалось-щелкнул и поехал до гаража.
[quote] (я тут с цитированием не воткнулся ещё)Кстати Dozi цитаты можно делать так: выделяешь левой кнопочкой мыши нужный текст, потом жмешь кнопку " _quote" и в твоё сообщение вставляется цитата с форума!


"Восход-2", "Муравей", 2101, 21061. Сергей Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Саня




Сообщение: 237
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 15:37. Заголовок: Dozi пишет: Решил п..


Dozi пишет:

 цитата:
Решил пропаять все зажимные соединения (провод-клемма)



А я говорил! Когда себе проводку делал - всё аккуратненько пропаивал, термоусадку не жалел и пушсалом все клемники, штекеры, разъёмы. Тем более, если мотоцикл используется в условиях повышенной влажности...

Восход 3, 82г.в. 65W/12V, К36 + кляйне тюнинг. Минск 105 1967г.в., Ковровец 1962 г.в. Москва 2140
Лучше не летать быстрее, чем летает твой Ангел-Хранитель...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 77
Зарегистрирован: 05.10.07
Откуда: Россия, Самара
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.07 22:01. Заголовок: Можно еще обычным Ли..


Можно еще обычным Литолом-24 смазывать клеммы от коррозии. Я лично на своем авто клеммы аккумулятора, генератора, и вообще куда может попасть сильная сырость-мажу литолом. Ведь чем больше ток через разъем, тем он более корродирует, да еще и при большой влажности! Защищайтесь, Господа!

"Восход-2", "Муравей", 2101, 21061. Сергей Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 18.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.08 21:58. Заголовок: люди помогите плиз! ..


люди помогите плиз!
мне нужна схема зажигания на восход 12 вольтовый оч нада
брату купил восход а там полностью проводки по 0:(

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Дозиметрист-Модератор




Сообщение: 529
Зарегистрирован: 12.09.07
Откуда: Расея, Северодвинск
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.08 22:35. Заголовок: http://www.motovosho..

Одну из двух вечных российских проблем можно решить при помощи асфальтоукладчика.
А вот с дорогами придётся повозиться!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новгородец




Сообщение: 652
Зарегистрирован: 08.11.07
Откуда: Русь, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 11:05. Заголовок: на контактном зажига..


на контактном зажигании размагнитился или наабарот перемагнитился ротор я хз......но вобщем после его замены всё апять работает.
что со старым могло случиться?с электрикой я ничего не мутил.и как его можно апять намагнитить чтоли....?

ICQ 434811552 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Саня




Сообщение: 1041
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 13:29. Заголовок: Заново не намагнитит..


Заново не намагнитить(можно, но очень сложно и полюса будут в разные стороны торчать ). Если доменные области магнита переориентировались, то это могло произойти в случае его хорошего нагрева(до синевы на металле) либо за давностью лет.

Восход 3, 82г.в. 65W/12V, К65В + кляйне тюнинг. Минск 105 1967г.в., Chevrolet Aveo 5D
Хочу DeLorean...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новгородец




Сообщение: 653
Зарегистрирован: 08.11.07
Откуда: Русь, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 19:03. Заголовок: ну скорее всего за д..


ну скорее всего за давностью лет.....

ICQ 434811552 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 106
Зарегистрирован: 26.02.08
Откуда: Россия, Новосибирск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 22:51. Заголовок: какой год та?)..


какой год та?)

-=охлаждение потоком набегающего воздуха=- Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новгородец




Сообщение: 654
Зарегистрирован: 08.11.07
Откуда: Русь, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.08 23:01. Заголовок: нипомню уже.....70 в..


нипомню уже.....70 вроди:)

ICQ 434811552 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 09.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 10:17. Заголовок: Неправда, старый рот..


Неправда, старый ротор можно намагнитить и очень просто(сам делал, за это ручаюсь) 4-0-9-3-4--6--5-8--1 -ася

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 881
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 13:29. Заголовок: soladko84 пишет: Не..


soladko84 пишет:

 цитата:
Неправда, старый ротор можно намагнитить и очень просто(сам делал, за это ручаюсь) 4-0-9-3-4--6--5-8--1 -ася


Это что,твое ноу-хау? Расскажи об этом тут,многим будет интересно.

ЗиД-200 "Курьер" 2000г. ,"Ковровец-175В" 1964 г. ,"Восход-3М" 1990 г.продан Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 09.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 15:40. Заголовок: Никокого ноухау, про..


Никокого ноухау, прочитал в мурзилке и после того как нечаянно размагнитил ротор(аккум ставил и коротнул) пришлось это испробовать как последний вариант. И оно получилось! Генер как с завода, на больших оборотах ватт 90 дает, 60 дает при 2-3 тысячах. До сих пор работает, правда я се новый китайский купил мот, сча не до восхода, на новом катаюсь))

суть в том, чтоб на световые обмотки подать кратковременно от автошного аккумулятора напряжение совместив полюса магнитов с полюсами катушек.(полюса магнитов очень хорошо видно, я о 65ваттном генере, это только для него подходит, за 90ватный генератор не знаю, там вроде магниты другие). Я брал для возможно большего еффекта два аккума последователньо(24 В тобишь было).


Итак-делаем пометки на роторе где полюса магнитов, делаем пометки на статоре где полюса обмоток, потому что при поставленом на место генера их не видно. Теперь совмещаем как-нибудь метки магнитов и метки полюсов катушек(чтоб друг напротив друга было). После этого берем свой аккум(если два то будет лучше по идее, хз, я брал два). в любой полярности подаем напряжение с аккума на световую обмотку. Подаем кратковременно(я один провод от аккума прикручивал к корпусу генера, а второй наматывал на отвертку и на 0,3-05 сек касался вывода световой обмотки.) Долго нельзя!!! там очень большой ток будет и можно перегреть обмотку, потому коснулись, искра проскочила и все, отсоединяем отвертку. Теперь проворачиваем коленвал так, чтоб метки сместились не на один полюс, а на два. Тоесть если пронумеровать все обмотки от 1 до8 и пронумеровать магниты от 1до 8 то если в первом случае 1 магнит смотрел на первую катушку, второй магнит на вторую катушку и т.д., то теперь надо чтоб первый магнит смотрел на 3 катушку, 2 магнит на четвертую и т.д. После такого проворачивания опять подаем крактовременно напряжение но уже в той же полярности, полярность не меняем, если минус аккума прикрутили к корпусу генера, то так до конца процедуры он там и остается.. так делаем несколько раз проворачивая коленвал но чтоб четные магниты смотрели на четные обмотки при каждом таком импульсе от аккума. Если бы свтовые обмотки были все 8 то это можно было бы делать всего один раз. Но так как их или три или 6, то за один раз все магниты не намагнитятся, потому приходится по очереди каждый раз в правильной "полярности" намагничивая соседние еще ненамагниченые магниты. Это работает реально. Пользуйтесь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 09.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 15:46. Заголовок: да, перед этим понят..


да, перед этим понятное дело надо все провода от генера отключить(датчик можно не трогать)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Саня




Сообщение: 1270
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 16:15. Заголовок: Видимо ты нечаянно п..


Видимо ты нечаянно попал. Велик шанс намагнитить в обратную сторону. Тогда доменные области, потеряв ориентацию, никогда не встанут в одном направлении и итогом будет окончатально запоротый магнит. Дело в том, что восходовское зажигание сделано таким образом, что моменту искрообразования соответствует МАХ амплитуда синуса, идущего с обмоток зажигания. И если перемагнитить в другую сторону, то моменту искрообразования(читай проход датчика через пропезь на роторе) будет соответствовать нулевое значение переменного напряжения. Лотерея одним словом. У меня ротора 2 лишних валяется. Проще ротор поменять. Да и смысл в аккумуляторе, если стартёр отсутсвует, непонятен.

Восход 3, 82г.в. 65W/12V, К65В + кляйне тюнинг. Минск 105 1967г.в., Chevrolet Aveo 5D
Хочу DeLorean...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 09.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 16:31. Заголовок: Ты не прав. Здесь не..


Ты не прав. Здесь нет такого попал или нет. Можно только просто поменять полярность искрообразования. елси перемагнитить в другую сторону то если раньше было плюс 15 вольт например в момент искрообазования, то теперь будет не 0 как ты пишешь, а будет минус 15 вольт. Я это три раза делал, эти магниты можно в любую сторону сколько угодно раз намагничивать, каждый раз было все хорошо. Так что все твои роторы рабочие, и никакой лотереи здесь нет. Тем более так книга советовала, а я проверил целых три раза., неужели все три раза попадал?



Аккум у меня только для стопа повороов и для стояночных огней.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Саня




Сообщение: 1271
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 17:32. Заголовок: Ну чтож....возможно ..


Ну чтож....возможно и так...Ездий и намагничивай. У меня вот с 83 года ездит и ничего. Если следующий хозяин аккумулятор не поставит, конечно.

Восход 3, 82г.в. 65W/12V, К65В + кляйне тюнинг. Минск 105 1967г.в., Chevrolet Aveo 5D
Хочу DeLorean...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 883
Зарегистрирован: 10.09.07
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.09 21:12. Заголовок: soladko84 интересны..


soladko84
интересный способ! Спасибо!

Офф-топ: расскажи про свой китайский мотик. Что за модель,как эксплуатация.

ЗиД-200 "Курьер" 2000г. ,"Ковровец-175В" 1964 г. ,"Восход-3М" 1990 г.продан Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 09.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.09 17:07. Заголовок: Аккумулятор тут ни п..


Аккумулятор тут ни при чем, я нечаянно коротнул при установке. а вещь на моте нужная, и подсветить можно в случай чего, и поворотники не мешают свету гореть, и свет соответственно можно мощнее поставить. Я ж к тому что тебе не нужно покупать было или искать ротор, намагнитил бы свой размагниченый если бы знал об этом и все, никаких проблем бы не было.

Модель у меня Viking VM150-19
Вот зародышь форума о нем http://viking150.ucoz.ru/forum/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 23
Зарегистрирован: 04.12.09
Откуда: Россия, Городец, Нижегородсая обл.
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.10 23:30. Заголовок: Может кому пригодитс..


Может кому пригодится...


Схемы электрооборудования мотоциклов в журналах "МОТО"

8'96 + "Рига-4" , "Рига-12" ,, МП-046 , "Автоматик" ;
8'96 + «Верховина-3»,-4”,-5”, «Карпаты» , «Карпаты-2»;
8'96 + "Верховина-6",-7" , "Мини" , "Дельта" ; "Стелла" ;
7'94 + "Минск" ММВЗ" 3.112.1 , ...
7'93 - "Минск" ММВЗ- 3.111
11’94 - "Минск" ММВЗ ...
11'96 + "Минск" с аккумулятором

б’93 + М-103 , М-104 , М-105 » М-106 , "Ковровец-175А"
6'93 + "Ковровец-175Б", "Ковровец-175В" , "Восход" ;
7'93 - «Восход-2»
8-9'93 + "Восход-2М" , "Восход-3" ;
9’94 + "Восход-ЗМ" , "Восход-ЗМ-01" , "Сова" ;
4'95 - АТV"ЗДК 175-4ШП"
4'94 - "Восход" переделка с б на 12 В ;

8'95 + "СЕZЕТА-502"
б'95 + С2-472.3 . С2-472.4
12'96 + С2-472.5
5'92 - С2-472.6

4’93 + "Ява-250" 353...359 ,
4’93 + "Ява-350" 354;..360 ;
5’94 + "Ява" 634.01 ;
12'94 - "Ява" 634.7 ;
5'93 + "Ява" 634.8.00 , "Ява" 634.8.15 ;
3'94 + "Ява" 638 ;
2'91 - "Ява" без аккумулятора ;
2'93 - "Ява" без аккумулятора ( продолжение );

3'93 + Иж-49 ;
б'96 + Иж-К15 , Иж-К16 , Иж-М15 , Иж-М16;
10'95 + "Иж-Планета-Спорт" (1978-1984 гг. ) ;
11'96 + "Иж-Планета-Спорт" ( 1974-1978 гг. ) ;
6'96 + "Иж-Юпитер-2" , "Иж-Планета-2";
6'96 + "Иж-Юпитер-3" , "Иж-Плааета-3";
1'94 + "Иж-Юпитер-4" , "Иж-Планета-4";
11’95+"Иж-Юпитер-5.01",-"Иж-Планета-5" ( Иж-6. 113. –6.114, ИЖ-7.107,-7.108 );
1'93 + "Иж" без аккумулятора ;

1'95 + "Днепр" , "Урал" ;
5'95 +"Урал"ИМЗ-8. 103-10, -8.103.30, -8. 103-40, -8.123
6’92 - К-750 , К-750М , М-72 , М-61 , М-52 , МТ-12 ;

4'92 - "Вятка" ВП-150 , МГ-150
5'96 + "Турист" , "Тулица" ; "Муравей" ;
1'93 - ТМЗ-5.301-02 , ТМЗ-5.301-02 "Тулица-02” ;
1'93 - ТМЗ-5.403-02 , ТМЗ-5.403-02 "Муравей-02М" ;
7'9б + ТМЗ-5.951 ,.ТМЗ-5.952 , ТМЗ-5.971 "Тула" ;
5'95 - Т-200 , ТГ-200 , Т-200М , ТГА-200

12'95 - "БУРАН” С64ОА снегоход
10'96 + "Икар" снегоход
10'96 +" Рысь" снегоход


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Русский




Сообщение: 801
Зарегистрирован: 22.06.09
Откуда: Российская империя, Кострома
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.10 11:15. Заголовок: Вот спасибо! Как раз..


Вот спасибо! Как раз нашел схемы электрические что надо было!

Заботьтесь о теле - душа бессмертна!



Люблю плюсеги получать)))
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 06.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.10 16:01. Заголовок: Народ!Может кто выло..


Народ!Может кто выложить схему проводки от Восхода 3 ?!Каммутаторная.И что бы можно было разобрать,решил дома из кучи проводов сам собрать :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 402
Зарегистрирован: 19.11.09
Откуда: Россия, Ульяновская обл., п.г.т. Мулловка
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.10 16:35. Заголовок: Выложил в теме "..


Выложил в теме "схемы электрооборудования ковровских мотоциклов" в разделе "ремзона"

Bild9n Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8
Зарегистрирован: 26.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.10 16:25. Заголовок: если не горит фара, ..


если не горит фара, при исправности лампочки, то что смотреть?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
КЛЕПЫШ




Сообщение: 124
Зарегистрирован: 26.04.10
Откуда: Росиия, Осташков
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.10 18:18. Заголовок: провода :sm38: ..


провода
ну а так, массу, может тумблер тупит.проверь провот который отходит от зажигания!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 130
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет