Итак вы решили отремонтировать свой ЗИД’овский двигатель.
Перед непосредственной разборкой, нужно убедиться стоит ли вообще снимать двигатель с рамы, а тем более половинить. Мотор «колят» обычно для ремонта КПП или замены коленвала с шатуном. А добраться до сцепления(дабы осмотреть состояние корзины, заменить лопнувшие диски), например, можно попросту сняв левую крышку картера; тут же можно заменить вал кик-стартера, его возвратную пружину и полумесяц. Или, для замены поршня, или же его колец, сеператора(или втулки), пальца, тоже не нужно снимать с рамы мотор - цилиндр легко снимется и без этого))) Рывки при езде на разных передачах тоже иногда можно устранить не половиня мотора, но не об этом щас)
Если вам не нужны проблемы с подтекающим маслом, то придется раскошелиться( Благо совсем немного). Обязательно купите герметик (лучше термостойкий) (80 руб) – он 100% понадобится. Можно купить набор прокладок(около 150 руб), а можно и вырубить их самому из паронита толщиной 0.5 мм, тут каждый сам решает. Так же советую взять набор сальников двигателя (так же 150руб)
прокладки:
сальники:
герметик:
Заводим мотоцикл, немного прогреваем, глушим. Теперь можно и слить масло открутив гайки маслоналивного и сливного отверстий. Перед тем как снять двигатель, его нужно вымыть чистым бензином. (А вообще надо как можно чаще мыть мотоцикл, ну или хотя бы пыль сухой тряпочкой стирать). Также нам понадобятся небольшие баночки, куда в процессе разборки будем складывать всякие мелкие детали.
Теперь непосредственно процедура снятия.
1) снимаем колпачок провода высоковольтника со свечи зажигания. откручиваем 2 гайки на шпильках цилиндра ключом на 13, и аккуратно снимаем карбюратор.
2) откручиваем выхлопные патрубки специальным ключом (если вы полный пионер-кулибин то орудуйте отверткой и молотком). Выворачиваем 3 болта из правой крышки картера и снимаем ее
3) находим замок цепи и «расстегиваем» ее.( Особо умным посоветую после этой операции не крутить заднее колесо, иначе цепь соберется внутри кожуха и будет хлопотно ее оттуда доставать)
4) вынимаем шток сцепления, и с помощью магнита шарик(который находится как раз между этим штоком и грибком)
5) откручиваем 3 болта крепления статора генератора, и стараясь не повредить обмотку, осторожно снимаем его
6) снимаем непосредственно сам ротор(для особо одаренных это «магнит» такой ) (Ротор 65 ваттного генератора снимается легкими ударами с разных сторон киянкой. Ротор генератора 90 ватт снимается еще легче. На роторе предусмотрена специальная резьба, куда можно завернуть болт, и спрессовать ротор с цапфы коленвала) при этом нужно не потерять шпонку коленвала!
7) открутите четыре болта, крепящие двигатель к раме( с передними проблем не будет, а на счет задних - придется помучиться и длинная головка на 13 вам в помощь.)
8) теперь все откручено – можно за ножку кик-стартера снимать двигатель с рамы (ножку переключения передач все же лучше предварительно снять)
Удобнее всего двигатель колоть на каком-нибудь столе. Предварительно накрытом ненужной клеёнкой или чем-нибудь другим.
1) откручиваем 4 гайки держащие головку цилиндра, снимаем ее
2) снимаем сам цилиндр, поршень при этом должен стоять в нижней мертвой точке
3) выкручиваем 13 болтов, крепящих половинки картера, и выбиваем центрирующие втулки из 2х отверстий под болты
4) далее орудую 2-мя отвертками(легонько постукивая по ним молотком) АККУРАТНЕЙШИМ образом разъединяем половинки картера (Когда картерины начнут расходиться лучше их положить на левую сторону, чтобы когда они полностью разойдутся все шестеренки коробки остались на левой половине картера.иногда промежуточный вал остается в правой половинке, но его легко выбить оттуда отверткой)
5) если менять полностью коробку, то надо откручивать кулису, и фиксатор вала переключения передач. Вначале фиксатор(два болта со стопорами), потом кулису(тоже два болта со стопорами). Если у вас во время расколки все таки рассыпалась коробка, то лучше посмотреть как ставятся шестерни в инструкции, или попросить собрать коробку человека который ее уже много раз собирал.
Теперь я постараюсь перечислить то, что нужно сделать чтобы у вас был идеальный двигатель:
1) проверить все шестеренки коробки передач, изношенные заменить.
2) посмотреть есть ли люфт у вилок на кулисе, если есть – то убрать его путем подкладывания регулировочных шайб.
3) проверить все подшипники(особенно на колене), подозрительные заменить. кстати желательно при сборке разогревать посадочные места подшипников до 70 градусов а сами подшипники немного охлаждать в морозилке,чтобы посадка их прошла легче.
4) осмотреть диски сцепления, стертые и те,у которых сломаны выступы- тоже заменить.
5) проверить не люфтит ли шатун на колене. Если вертикальный люфт все таки есть то колено надо менять. Либо покупать полностью, либо покупать шатун и перепресовывать-процедура не самая простая поэтому ей мало кто заморачивается.( а небольшой горизонтальный люфт все же допускается)
6) посмотреть шатается ли поршень в цилиндре, если шатается – можно попробовать расточить цилиндр(можно и не растачивать) и пойти в магазин подобрать поршень,который не будет шататься , либо если денег не жалко купить полностью новую поршневую. После переборки, даже без замены поршневой, лучше поставить новые поршневые кольца.
7) проверить все сальники, задубевшие и подтекающие надо поменять. Проверить качество новых сальников можно оставив их лежать на вечер в бензине-если не разъест то смело ставьте их
Вроде про разборку все, сборка происходит в обратном порядке.
Когда будете собирать движку все прилипшие части старых прокладок осторожно соскобли ножом, поверхность картера нужно обезжирить спиртом. Потом посадите новую прокладку на герметик с двух сторон. Головку цилиндра и болты держащие половинки картера затягивайте крест на крест.
Удачи)))!